Берлова Ольга Владимировна. Персональный сайт педагога

Конспекты НОД по составлению рассказа по серии картинок

 Конспект НОД по составлению рассказа по серии картинок « Лягушата – путешественники»

Задачи:

1. Учить устанавливать логическую последовательность сюжета из 3-х картинок, определять место и время происходящего, одних и тех же героев, их действия.

2. Развивать умение составлять связный рассказ по серии картин.

3. Воспитывать интерес к составлению рассказов по серии картин.

Ход НОД:

 Воспитатель обращает внимание детей на конверт и рассказывает историю о том, как она сегодня шла на работу, встретила почтальона, он передал ей конверт. Предлагает детям открыть конверт и посмотреть, что же там. Дети  вместе с воспитателем открывают конверт и находят там серию картинок, рассматривают их.

1 шаг: « Паровозик из картинок»

Воспитатель предлагает детям разложить картинки в ряд в любом порядке – паровозиком (слева направо) – выставляется первая карточка алгоритма. Дети раскладывают картинки произвольно в ряд.

2 шаг: « Назови место, где происходит события»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки и определить, в каком месте происходят события (на улице, возле пруда или озера) – выставляется вторая карточка алгоритма.

3 шаг: « Определи место событий»

В: В какое время года происходит это событие?  (летом)

В:  В какое время суток?  (утром или днем, потому что еще светло) – выставляется третья карточка алгоритма.

4 шаг: « Найди общих героев на всех картинках»

В:  Посмотрите на каждый вагончик паровозика из картинок и скажите, какие герои есть на каждой картинке ( 2 лягушки и черепахи).

Воспитатель предлагает рассмотреть лягушек и описать, какие они по цвету, по размеру, какие движения умеют делать, какие звуки издают и т.п. ( лягушата маленькие, зеленого цвета, умеют прыгать, квакать…. Одна лягушка с красным узелком, другая – с синим).

Воспитатель предлагает детям придумать имена героям.

В:  Кто еще изображен на картинке? (черепаха).

В: Опишите черепаху (черепаха – коричневая, большая, по форме напоминает камень – круглая или овальная),  какое имя  придумаем черепахе?  (дети придумываем имя,  вместе выбираем).

5 шаг: « Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

Воспитатель предлагает выбрать любую из этих картинок  (например, вторую - лягушки сидят на черепахе) и назвать действия героев на этой картинке (выставляет схему Г-Д-Ц).

Дети: Лягушата сидят на черепахе.

В:  Как вы думаете, почему они сели на черепаху?

Дети:  Они устали и решили отдохнуть.

В:  А что делает черепаха?

Дети: Черепаха проснулась и смотрит, кто на ней сидит.

В:  Почему она проснулась?

Дети:  Почувствовала, что на нее кто- то сел и что – то на нее положили.

( так же с каждой картинкой).

6 шаг: « Что за чем»

Воспитатель предлагает ребенку взять любую из картинок с называнием действий героев на ней.(Ребенок: « Я возьму картинку,  где лягушата сидят на черепахе»).

В:  А  что лягушата делали раньше?  (рассматривание картинок)

- найдите картинку, где лягушата идут (выбор картинок)

- слева или справа от нашей картинки мы ее поставим, до или после?

- что лягушата будут делать потом?

Воспитатель вместе с детьми раскладывают картинки в логической последовательности  (воспитатель выставляет схему).

7 шаг: « Составь рассказ»

Предложить детям составить рассказ по серии картинок.

Придумать название рассказа.

Примеры детских рассказов:

Однажды летом, лягушата Квак и Прыг отправились в путешествие. Взяли с собой узелки с едой. Шли они, шли вдоль болота, устали. Вдруг видят – лежит на дороге большой камень. «Вот как хорошо!» - обрадовались лягушата, - « Сейчас посидим, отдохнем». Сели на камень, разговаривают. Вдруг камень зашевелился, из под него показались 4 ноги и вытянулась голова на длинной шее. Испугались Квак и Прыг, спрыгнули с камня. А это была черепаха. Я назову этот рассказ « Живой камень».

Дима А. 6 лет.

Конспект НОД по составлению рассказа по серии картинок «Девочка стирает платье для куклы»

Задачи:

1. Продолжать учить детей устанавливать логическую последовательность сюжета из картинок, определять место и время происходящего, одних и тех же героев, их действия.

2. Развивать умение составлять связный рассказ по серии картинок.

3. Воспитывать интерес к составлению рассказов по серии картинок.

Ход НОД:

Воспитатель рассказывает детям историю о том, что девочка попросила помочь привести свою куклу в порядок, сделать ее аккуратной и красивой.

1 шаг: « Паровозик из картинок»

Воспитатель предлагает детям разложить картинки в ряд в любом порядке –паровозиком (слева направо). Дети раскладывают картинки произвольно в ряд. Воспитатель просит детей показать схему «паровозик из картинок».

2 шаг: « Назови место, где происходят события»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки и определить, в каком месте происходят события.

Д: Дома, в квартире, в садике.

Воспитатель просит детей показать схему, обозначающую место, где происходят события.

3 шаг: « Определи время событий»

В:  В какое время суток происходит это событие?

Д:  Утром.

В:  Почему вы решили, что утром?

Д:  Девочка недавно проснулась и стала ухаживать за куклой.

Воспитатель просит детей показать схему, обозначающую время событий.

4 шаг: « Найди общих героев на всех картинках»

В:  Посмотрите внимательно и скажите, какие герои есть в каждом нашем вагончике.

Д:  Девочка и кукла.

В:  Придумаем имя девочке.

Д:  предлагают и выбираем.

В:  Скажите, во что одета девочка?

Д:  Девочка одета в платье зеленого цвета.

В:  Что еще нарисовано на картинках?

Д:  Утюг, стол, тазик с водой, стульчик, веревка с прищепками.

Воспитатель просит детей показать схему, обозначающую героев на всех картинках.

5 шаг: « Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

Воспитатель предлагает выбрать любую  из картинок, назвать действия героев на этой картинке и зачем это они делают.

Ребенок: Девочка вешает платье куклы, чтобы оно высохло.(2 картинка)

Ребенок: Девочка гладит платье для куклы, чтобы платье не было мятым. (3 картинка)

Ребенок: Девочка стирает платье, чтобы оно стало чистым. (1 картинка)

ребенок: Девочка надела платье кукле, чтобы кукла стала красивой (4 картинка)

Воспитатель просит детей показать схему, обозначающую действия и цель героев.

6 шаг: « Что за чем»

Воспитатель предлагает ребенку взять любую из картинок с называнием действий героев на ней. Затем предложить поиграть в игру « Что было раньше – и что будет потом».

Ребенок: Я возьму картинку, где девочка вешает платье(2 картинка).

В: Как вы думаете, что девочка делала раньше?

Д: Раньше она налила в тазик воду и начала стирать платье.

В: Найдите такую картинку (дети выбирают). Куда ее поставим: слева или справа от нашей картинки?

Д: Справа.

В: Что стало происходить потом?

Д: Потом она наденет платье на куклу.

Дети раскладывают картинки в логической последовательности.

Воспитатель просит детей показать схему «Что за чем»

7 шаг: « Составь рассказ» - выставляется схема. Воспитатель спрашивает, что означает эта карточка (дети отвечают).

Предложить детям составить рассказ по серии картин, опираясь на схемы.

Примеры детских рассказов:

Однажды летним утром девочка Полина взяла платье куклы, посмотрела на него и увидела на нем пятнышко. Она решила постирать платье. Полина налила в тазик воды и начала стирать, а потом она повесила платье на веревку сушить. Когда плате высохло, девочка посадила куклу на стул, а сама начала гладить. Затем она надела кукле платье, чтобы она стала красивой. Я назову свой рассказ « Как девочка нарядила куклу».

Полина К.  6 лет

Ранним утром Полина решила постирать платье кукле Маше, потому что оно было грязным. Полина засучила рукава, налила в тазик водички, пенки и стала стирать. Постирала, повесила сушиться на веревку. Потом, когда платье высохло, она посадила куклу Машу на стульчик, а сама стала гладить платье. Затем она надела платье на куклу. Кукла Маша стала красивой и аккуратной. Я назову свой рассказ « Как Полина ухаживала за куклой».

Вера А. 6 лет

 

Конспект НОД

по составлению рассказа по серии картинок

« Щенок и вороны»

Задачи:

1. Продолжать учить детей выстраивать в логической последовательности серию картинок, объединенной одной тематикой и составлять на этой основе развернутый рассказ.

2. Учить детей придумывать название серии картинок.

Материал: картинки из 4 кадров, кармашки для знаков – символов, карточки знаков – символов.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Проживает во дворе,

В личном доме – в конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает (собака).

- У кого из вас есть дома собака? Это взрослая собака или щенок? Чем вы ее кормите?

- Я вам принесла картинки. Хотите их рассмотреть? Разложите картинки на доске, чтобы всем было видно. Что мы  сейчас делали?

Д: Строили «паровозик» из картинок.

В: Найдите значок – символ этой игры и вставьте в кармашек.

В: Посмотрите на все картинки и назовите место, где происходит событие?

Д: На улице, во дворе.

В: Покажите значок, обозначающий место, где происходит это событие?

В: Кто из вас скажет, в какое время года происходит это событие?

Д: летом, потому что видна зеленая трава.

В:  А в какое время суток ?

Д: Днем, потому что все хорошо видно.

В: Найдите значок – символ, обозначающий время события.

В: Посмотрите на каждый «вагончик» «паровозика» из картинок и найдите главного героя.

Д: Главные герои щенок и вороны, потому что они изображены на всех картинках?

В: Что еще нарисовано на всех картинках?

Д: Куриная ножка, которую ест щенок.

В: Покажите значок, обозначающий героя или героев, изображенных на картинках.

В: Расскажите, какие действия и зачем делают на каждой картине герои?

Ребенок: Одна ворона клюет щенка в голову, а другая в это время клюет куриное мясо, потому что хочет есть.

Ребенок: Радостный щенок обгладывает мясо с косточки, потому что проголодался, а вороны увидели и спускаются на траву.

Ребенок: Щенок передними лапами держит косточку, а сам смотрит на улетающих ворон.

В: Найдите схему и покажите всем ребятам.

В: Возьмите любую картину, которая больше нравится.

Р: Я хочу взять эту картинку. На ней щенок стоит на задних лапах и звонким лаем отпугивает ворон.

В: А что раньше делал щенок?

Р: Вначале он спокойно лежал на траве и грыз косточку, а вороны увидели щенка и спускаются вниз. Эта картинка должна быть первой.

В: Какая картинка будет последней.

Р: Щенок передними лапами держит куриную ножку и смотрит вслед улетающим воронам.

В: Покажите схему « Что сначала, что потом».

Воспитатель показывает значок – символ, предлагает детям отгадать, что они будут делать.

Д: Мы будем составлять рассказ по картинкам.

Примеры  детских рассказов:

Летним солнечным днем маленький рыжий щенок грыз на лугу куриную ножку. Это увидели пролетающие мимо вороны. Они налетели на щенка: одна начала клевать его в голову, а другая отщипывать клювом куриное мясо. Потом щенок не выдержал этого и начал на них гавкать. Вороны испугались и улетели. Щенок обрадовался, но презрительно продолжал смотреть на ворон. Я назову свой рассказ « Щенок и куриная ножка».

Кирилл З. 6 лет

Однажды маленький рыженький щенок нашел куриную ножку и радостный стал ее есть. Увидели это вороны, и хотели отобрать у него курочку. Они подлетели к щенку: одна стала клевать щенка в голову, а другая в это время схватила ножку и тянет ее к себе. Щенок рассердился, подпрыгнул и загавкал на ворон. Вороны испугались и улетели. А щенок передними лапами держит куриную ножку, смотрит на улетающих ворон и радуется, что защитил свою добычу. Я назову свой рассказ « Как щенок защитил свою добычу».

Вика З. 6 лет

Однажды вороны увидели, как щенок ест курицу. Они подлетели к щенку. Одна схватила курицу, а другая клюет щенка в голову. Щенку было очень больно, но свою добычу он не хочет отдавать. Он стал громко рычать, встал на задние лапы. Вороны испугались и улетели. А довольный щенок встал передними лапами на курицу и смотрит, как улетают вороны. Я назову свой рассказ  « Щенок и вредные вороны».

Конспект НОД

по составлению рассказов по серии картинок

« Школьник»

Задачи:

1. Продолжать учить детей раскладывать отдельно взятые картинки в нужной последовательности на основе заданного сюжета.

2. Закрепить умение составлять рассказ по последовательно выложенной серии картин, придумывать название рассказа.

3. Формировать умение детей выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии.

Материал: серия картинок, состоящая из 6 кадров.

Ход НОД:

В: Ребята, я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли режиссеров фильма про школьника. У меня шесть отдельных кадров фильма. Что нужно сделать сначала?

Д: Нужно разложить их паровозиком (показывают знак – символ).

В: Назовите место, где происходит событие? Покажите знак – символ.

Д: Все происходит дома и на улице.

В: Кто из вас быстрее догадается, в какое время года это происходит?

Д: Ранней осенью, утром.

В: Посмотрите на каждый кадр и назовите общих героев. Покажите знак – символ.

Д: Главный герой мальчик, потому что он изображен на всех кадрах.

В: Придумайте имя герою.

Д: Его зовут Ваня.

В: Назовите действия героя и объясните, для чего он это делает?

Д: Ваня делает зарядку, чтобы быть сильным и не болеть.

Дети рассказывают о каждом кадре. Показывают знак – символ.

В: Сейчас мы поиграем в игру « Что было раньше – что будет потом?»

Дети берут картинки, раскладывают на свои места и объясняют свой выбор.

Воспитатель выставляет знак – символ последнего шага.

Дети составляют рассказ и придумывают название рассказа.

Примеры детских рассказов:

Мальчик  Ваня встал в семь часов, потянулся, заправил постель и пошел делать зарядку. Для этого он постелил коврик, присел и вытянул руки вперед. Рядом с ним на коврике лежат мяч, гантели, что нужно для зарядки. После зарядки он надел тапочки и пошел в ванную, чтобы почистить зубы своей голубой щеткой с вишневой пастой. Ваня сел за стол, чтобы позавтракать. На столе лежит красивая скатерть в клетку, на салфетке стоит чашка с чаем, чтобы не пролить и не испачкать скатерть. В голубой тарелке лежит зеленый и красный виноград, слева от тарелки два яблока зеленое и красное. Ваня позавтракал и отнес посуду в раковину. Потом он пошел в коридор, чтобы надеть фиолетовые носки и кроссовки. Мальчик взял свой рюкзак с учебниками и тетрадями, одел за спину и пошел по тропинке в школу. Свой рассказ я назову « Первоклассник Ваня».

Яна К. 7 лет

Саша проснулся утром в своей спальне, сел на кровати, потянулся. Потом встал, заправил кровать и пошел делать зарядку. Он постелил на пол полосатый коврик и начал делать упражнения. Он присел, вытянул руки вперед. Под окном лежит мяч, перед Сашей гантели, около стены лесенка. После зарядки он зашел в ванную, чтобы почистить зубы и умыться. Когда Саша умылся, вытерся желтым махровым полотенцем. Мама позвала его на кухню завтракать. Он сел за стол, накрытый белой с узором скатертью. На столе в голубой вазочке лежит зеленый и красный виноград. На салфетке стоит зеленая чашка в горошек с горячим душистым чаем. В руке  Саша держит бутерброд с маслом. Слева лежат два яблока зеленое и красное. Сзади у стены на плите стоит зеленый с цветами чайник. Саша позавтракал, надел белую в голубую полоску рубашку с коротким рукавом, синие брюки, вышел в коридор, сел на стул, чтобы надеть носки и кроссовки. Потом он взял ранец, одел его на спину и пошел в школу. На улице тепло, светит яркое солнышко, небо голубое. Около школы растет много цветов. Саша весело шагает по дорожке, потому что он встретит в школе своих друзей. Рассказ называется « Саша идет в школу».

Тая К. 6 лет

Утром Максим проснулся, потянулся, встал и заправил свою постель. Взял полосатый коврик, встал на него и стал делать зарядку. Сзади Максима, около окна лежит мячик, впереди около лесенки гантели. Он сделал зарядку и пошел в ванную умываться. Потом он пошел завтракать на кухню. Сел за стол. На столе, на салфеточке, стоит зеленый бокал с белыми кружочками. Справа от Максима лежит виноград зеленый и красный на голубой тарелке, а слева два яблока красное и зеленое. Около стены на плите стоит зеленый чайник, на полке банки с вареньем. Максим позавтракал и пошел в коридор, чтобы обуться и взять ранец. Он радостно шагает по дорожке и смотрит на красивые цветы на клумбе. Я назову рассказ « Как Максим спешит в школу».

Артем О. 7 лет

Составление рассказа по серии картин «Просто старушка»

По улице шла бабушка, поскользнулась и упала, потому что гололед. Сзади шли брат и сестра в зимней теплой одежде. На мальчике куртка и шапка-ушанка, на девочке куртка, зеленая шапка с помпончиком и зеленые варежки. «Подожди здесь!» - сказал мальчик сестренке и отдал ей свой портфель, а сам побежал к бабушке и помог ей встать. Бабушка сказала спасибо и пошла дальше. Мальчик подошел к девочке, взял портфель. «Зачем ты помогаешь незнакомым?» - спросила  сестра. « Старшим надо помогать», - ответил мальчик, взял сестренку за руку и они пошли в школу. Сестра посмотрела на брата и сказала: « Какой ты молодец!»  Мой рассказ называется « Помощь». Юля Л. 6 лет

Однажды зимним утром Максим и Вероника шли в школу. Вдруг они увидели, что впереди них поскользнулась бабушка, потому что было очень скользко. Максим отдал Веронике портфель и побежал к бабушке. Он помог ей встать, отряхнул пальто, поднял сумку. Бабушка сказала спасибо и пошла дальше. А Максим подошел к Веронике, взял свой портфель. «Какой ты молодец, что помог бабушке. Ты знаешь эту бабушку?» - спросила Вероника.

 «Знаю»,- ответил Максим. Потом он взял Веронику за руку, и они пошли в школу. Я назову свой рассказ « Максим помог бабушке».

Антон С. 6 лет

Настя и Саша шли в школу. Они несли портфели и разговаривали о том, какие сегодня уроки. Впереди них шла бабушка, она поскользнулась и упала. Саша отдал свой портфель Насте и побежал к бабушке. Он помог встать, отряхнул пальто, подал сумку. Бабушка поблагодарила его и пошла дальше. Саша подошел к Насте и сказал: « Дай мой портфель, пожалуйста». А Настя ответила: « Как хорошо друг другу помогать». Я назову свой рассказ « Саша и Настя помогают бабушке»

Матвей Н. 6 лет

 

 

 

15 января 2017 в 21:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.