Берлова Ольга Владимировна. Персональный сайт педагога
Методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по обучению рассказыванию по серии картин детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ – технологииВо время обучения дошкольников работе с серией картинок, мы столкнулись с рядом проблем и поэтому разработали методические рекомендации для педагогов. Как было сказано раннее, алгоритм составления рассказов по серии картинок состоит из шагов и для более плодотворной работы предлагаем методические рекомендации при выполнении каждого шага. 1 шаг « Паровозик из картинок» - предусмотрите, чтобы было достаточным место для раскладывания серии картин, - раскладывать картинки быстро, - после раскладывания не перемещать картинки на столе. 2 шаг «Назови место, где происходит события» - на первом этапе подбирайте картинки с одним общим действием, - со временем место действия может меняться. 3 шаг «Определи время событий» - на первом этапе подбирайте серии картин, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке, - затем предлагайте детям серии с сюжетными действиями, требующими длительного времени, - если дети затрудняются в определении времени происходящего, проведите игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток. 4 шаг « Найди общих героев на всех картинках» - важно сформировать у ребенка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой, - живым объектам придумывайте имена, при необходимости обозначайте возраст, внешний вид, одежду, - на первом этапе подбирайте картинки, где основные герои расположены на первом плане, затем можно использовать картинки, где герой где герой может отсутствовать, либо находится на втором плане. 5 шаг «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает» - обращайте внимание детей на изменениях, происходящих с главными героями и другими объектами на каждой картинке сери, - обсуждение каждой последующей картинки начинайте после выяснения цели действия героев на предыдущей картинке. 6 шаг «Что за чем?» - контролируйте правильность составления одним из детей логического ряда серии картинок, - в случае нарушения логики временных связей ребенку предложите вспомнить последовательность частей суток или времен года, - если ошибка связана с изменением признаков объекта, предложите обсудить, в результате чего произошло это изменение. 7 шаг «Составь рассказ» - базовую модель рассказа, предложенную во 2 главе, параграф 2.2., можно использовать частично, в зависимости от возраста и уровня обучения детей. - придумать название получившемуся рассказу. 8 шаг «Название рассказа», используйте: - обозначение главного героя и объекта: например, « Коля и Снеговик» - глагол, обозначающий главное действие: например, «Как Коля лепил Снеговика» - результат действия героя или его жизненное правило: например, « Как хорошо, что Коля такой умелый» название с оценкой результата: например, « Снеговик хорош, но одному ему скучно». Прежде, чем дать задание детям, в отсутствии детей сами установите логику событий, изображенных на картинках. Очень важна мотивация деятельности детей по составлению рассказа по серии картинок. Примеры мотивации: - для детей 3 лет: «порадоваться» картинкам, сложенным в нужной последовательности, пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст; - для детей 4-5 лет: используйте мотив помощи какому – либо герою ( « Чебурашка хочет разобраться в картинках») или мотив получения приза ( « Соберешь последовательно картинки – найдешь спрятанный сюрприз»); - для детей 5-7 лет: мотив соревнования ( работа на скорость без ошибок); подготовка к школе; игра в «Сыщиков» или создание из отдельных «кадров» целого фильма. 15 января 2017 в 20:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.