Берлова Ольга Владимировна. Персональный сайт педагога

Методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по обучению рассказыванию по серии картин детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ – технологии

Во время обучения дошкольников работе с серией картинок,  мы столкнулись с рядом проблем и поэтому разработали  методические рекомендации для педагогов.

Как было сказано раннее, алгоритм составления рассказов по серии картинок состоит из шагов и для более плодотворной работы предлагаем методические рекомендации при выполнении каждого шага.

1 шаг « Паровозик из картинок»

- предусмотрите, чтобы было достаточным место для раскладывания серии картин,

- раскладывать картинки быстро,

- после раскладывания не перемещать картинки на столе.

2 шаг «Назови место, где происходит события»

- на первом этапе подбирайте картинки с одним общим действием,

- со временем место действия может меняться.

3 шаг «Определи время событий»

- на первом этапе подбирайте серии картин, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке,

- затем предлагайте  детям серии с сюжетными действиями, требующими длительного времени,

- если дети затрудняются в определении времени происходящего, проведите игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

4 шаг « Найди общих героев на всех картинках»

- важно сформировать у ребенка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой,

- живым объектам придумывайте имена, при необходимости обозначайте возраст, внешний вид, одежду,

- на первом этапе подбирайте картинки, где основные герои расположены на первом плане, затем можно использовать картинки, где герой где герой может отсутствовать, либо находится на втором плане.

5 шаг «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»

- обращайте внимание детей на изменениях, происходящих с главными героями и другими объектами на каждой картинке сери,

- обсуждение каждой последующей картинки начинайте после выяснения цели действия героев на предыдущей картинке.

6 шаг «Что за чем?»

- контролируйте правильность составления одним из детей логического ряда серии картинок,

- в случае нарушения логики временных связей ребенку предложите вспомнить последовательность частей суток или времен года,

- если ошибка связана с изменением признаков объекта, предложите обсудить, в результате чего произошло это изменение.

7 шаг «Составь рассказ»

- базовую  модель рассказа, предложенную  во 2 главе, параграф 2.2.,  можно использовать частично, в зависимости от возраста и уровня обучения детей.

- придумать название получившемуся рассказу.

8 шаг «Название рассказа»,  используйте:

- обозначение главного героя и объекта: например,  « Коля и Снеговик»

- глагол, обозначающий главное действие: например, «Как Коля лепил Снеговика»

- результат действия героя или его жизненное правило: например, « Как хорошо, что Коля такой умелый»

название с оценкой результата: например, « Снеговик хорош, но одному ему скучно».

Прежде, чем дать задание детям, в отсутствии детей сами установите логику событий, изображенных на картинках.

Очень важна мотивация деятельности детей по составлению рассказа по серии картинок.

Примеры мотивации:

- для детей 3 лет: «порадоваться» картинкам, сложенным в нужной последовательности, пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст;

- для детей 4-5 лет: используйте мотив помощи какому – либо герою ( « Чебурашка хочет разобраться в картинках») или мотив получения приза ( « Соберешь последовательно картинки – найдешь спрятанный сюрприз»);

- для детей 5-7 лет: мотив соревнования ( работа на скорость без ошибок); подготовка к школе; игра в «Сыщиков» или создание из отдельных «кадров» целого фильма.

15 января 2017 в 20:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.